Приложение В

Положение третье

При подготовке специалистов образовательно-квалификационных уровней “бакалавр” и “магистр” работа преподавателя должна быть направ­лена на конечный результат – формирование у студентов ком­петентностей, которые ему необходимы как специалисту того или иного направления подготовки, специализации, специальности и магис­терской программы согласно утвержденной модели. Ответствен­ный за дисцип­лину или пакет дисциплин (главный лектор) профессор или ведущий доцент должен быть, по сути, координатором освоения студентом соответствующих знаний, формирования умений, коммуникативных способностей, ответственности и автономности, форми­рующих его ту или иную компетентность как специалиста. Проверка качества фор­мирования соответствующих компетентностей осуществляется посредством текущего и итогового контроля, который может прово­диться в различных формах.

Условиями реализации третьего положения являются:
  • Активное участие руководства университета, факультетов, кафедр, профессоров, ведущих доцентов в формировании государственного стандарта специалистов высшего образования уровня бакалавра и магистра, в том числе нормативной части учебных планов, содержания дисциплин через органы управления и подразделения Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, профильные научно-методические комиссии, профессиональные союзы различных отраслей, формирование общественного мнения на соответствующих конферен­циях и в профессиональных изданиях.
  • Уточнение не реже одного раза в пять лет модели специалиста в терминах компетентностей по каждому направлению подготовки, каждой специальности по перечню и содержанию квалификаций в соответст­вии с прогнозными представлениями изменений потребнос­тей общес­тва, что обусловливает возникновение новых специализаций на уровне бакалавров и новых магистерских программ в магистратуре. На основе этих уточнений формирование предложений правительству по изме­нениям в “Государственном классификаторе профессий…”, “Спра­вочнике классификационных характеристик профессий работников” и других нормативных документах.
  • Создание каждой специализации того или иного направления подготовки на уровне бакалаврата исключительно для удовлетворения текущих или стратегических потребностей того или иного круга заказ­чиков (общественных потребностей), требующих акцентированного формирова­ния у бакалавров существующих компетентностей или формирования новых. Каждая специализация имеет своего куратора из числа профе­ссоров и ведущих доцентов, который отвечает за форми­рование пакетов вариативных дисциплин под соответствующий круг компетент­ностей (пакет специализации), консультирует студентов при выборе ими спе­циализаций и формировании в соответствии с этим своих индивидуаль­ных планов, формулирует содержание практики, подбирает базы практики и координирует руководство ею.
  • Каждая магистерская программа создается, как правило, на пять лет в рамках той или иной специальности для удовлетворения текущих или стратегических потребностей того или иного круга заказчиков (общественных потребностей), требующих акцентированного форми­рования у магистров существующих в данной специальности компе­тентностей или формирования новых. Каждая магистерская программа имеет своего руководителя из числа профессоров, который участвует в форми­ро­вании нормативной части магистерской программы, формирует список вариативных дисциплин под соответствующий круг компетенций, консу­льтирует студентов при выборе ими магистерской программы и фор­ми­ровании в соответствии с этим своих индивидуальных планов, формули­рует содержание практики, подбирает базы практики и коор­ди­нирует руководство ею, участвует в отборе студентов на свою магистер­скую программу.
  • Итоговый контроль результатов обучения по той или иной дисциплине, пакету дисциплин, специальности должен быть таким, чтобы выяснить качество овладения студентом конкретной компетентностью или кругом необходимых компетентностей, которые выражены в терминах знаний, пониманий, умений, коммуникативных способностей, ответствен­ности и автономности. Простой пересказ содержания конспектов и учеб­ных пособий не может быть удовлетворительным результатом обучения – нужно показать необходимый уровень сформированности компетентно­стей. Смысл итогового контроля заключается в проверке умений и навыков студента применять полученные знания в проверке степени овладения студентом той или иной компетентностью или их совокупностью. Итоговое оценивание осуществляется в форме письменных экзаменов, курсовых работ (проектов), выпускных работ (проектов). Оно должно проводиться с учетом оценок по поточно-модульному контролю.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>