2.1. Концепция компетентностного подхода

Концепция компетентностного подходаПредложена иерархия компетентностей и их связь с учебной программой по направлению подготовки (специальности). Эта иерархия позволяет действи­тельно обоснованно составлять учебные программы и на их основе учебные планы для каждого образовательно-квалификационного уровня.

Приведена Национальная рамка квалификаций (НРК), которая объеди­няет профессиональные и академические квалификационные уровни и описы­вает их дескрипторами через профессиональные и академические компетент­ности.

Обосновано, что создание законодательных и организационных условий трудоустройства бакалавров позволит без социального напряжения вывести их на рынок труда и, таким образом, значительно уменьшить количество желающих поступать в магистратуру, поднять требования к ним и обоснованно сократить госзаказ на подготовку магистров.

Продолжить чтение

2.2. Формирование учебных планов и обеспечение их выполнения

Формирование учебных планов и обеспечение  их выполненияОбоснована необходимость формирования учебных планов в университете на принципе непрерывности, который предусматривает в течение всего периода обучения отсутствие перерывов в графиках обучения по различным видам подготов­ки: языковой, математической, компьютерной, технологической, профессиональной и практической.

Утверждается, что введение в учебный план бакалаврской подготовки дисциплин инженерного и технологического цикла позволяет выпускникам свободно ориентироваться и самосовершенствоваться, работая в организации любой отрасли, поскольку особенности работы бухгалтера, финансиста, экономиста, менеджера существенно зависят от того, где он работает – на металлургическом или маши­ностроительном заводе, в посреднической фирме или научно-исследовательском институте.

Показано, что развитие университета на 94 – 98 % обеспечивается студентами, которые учатся на контрактной основе. Поэтому законодательное ограничение набора студентов на контрактную форму обучения, которое существует в действующем законодательстве и заложено в проект нового Закона о высшем образовании, фактически является ограничением на развитие университета. Эта норма Закона направлена фактически против университетов, которые имеют мощный имидж и высокий уровень привлекательности.

Продолжить чтение

2.3. Технология внедрения компетентностного подхода

Технология внедрения компетентностного подходаУтверждается, что формирование компетентного специалиста требует от преподавателей перестройки как содержания, так и формы учебного процесса, поскольку предусматривает переход к его студентоцентрированной ориентации, что, в свою очередь, требует очень большой и кропотливой работы каждого препода­вателя с каждым студентом.

Обосновано, что решение такой масштабной задачи возможно только в коллективе с высокой корпоративной культурой, где его ведущей частью добровольно используются соответствующие этические нормы. Внедрение “Кодекса профессиональной этики и организационной культуры работников и студентов Харьковского национального экономического университета” вместе с системой организационных мероприятий позволило значительно поднять уровень: коллективного единства, морального удовлетворения членов коллектива от успехов развития университета в целом, индивидуальной порядочности профессорско-преподавательского состава. Кроме того, эта система организационных мероприятий делает объективно выгодным выполнение задач по внедрению компетентностного подхода с материальной точки зрения.

Продолжить чтение

2.4. Самостоятельная работа студентов и ее обеспечение

Самостоятельная работа студентов и ее обеспечениеСформулирована одна из основных задач самостоятельной работы в университете – научить студентов учиться.

Утверждается, что тривиальное наложение IТ-технологий на традицион­ный подход к самостоятельной работе, основанный на простой передаче знаний из учебников студенту, не даст ожидаемого результата. Необходимо так построить персональную обучающую систему, чтобы она на базе дистанционных технологий была направлена на формирование у студента способности самообучаться в течение всей жизни, использовать полученные знания в своей деятельности и существенно расширить возможности общения преподавателя со студентом даже при территориальном разграничении.

Продолжить чтение

2.5. Мотивация студентов и профессорско-преподавательского состава к совместной работе по формированию компетентного специалиста

Мотивация студентов и профессорско-преподавательского состава к совместной работе по формированию компетентного специалистаПредставлена методика оценивания качества работы профессорско-преподавательского состава, которая построена таким образом, что стимулирует преподавателя постоянно улучшать свою работу по тем направлениям, которые выбраны университетом в качестве приоритетных с учетом того, что в зависимости от размера материального поощрения может быть как стимулирующим, так и, наоборот, демотивационным фактором.

Приведена методика поощрения студентов, основанная на том, что студент лучше мотивирован, если понимает необходимость той или иной работы как одного из этапов на пути к достижению своей промежуточной или конечной цели и если он чувствует, что его работа объективно оценена окружением, которое он ценит.

Отмечено, что действующее законодательство своей нормой о неизменности стоимости обучения в течение всего периода обучения демотивирует студентов, обучающихся на контрактной основе, поскольку они испытывают некоторую социальную несправедливость. Во-первых, они понимают, что фактически за их средства развивается вуз и этим пользуются, кроме них, еще и студенты бюд­жетной формы обучения. Во-вторых, студенты-первокурсники фактически опла­чивают часть стоимости обучения старшекурсников, которые учатся, как и они, на контрактной основе.

Продолжить чтение

2.6. Научное обеспечение подготовки компетентных специалистов

Научное обеспечение подготовки компетентных специалистовОбосновано, что научное обеспечение учебного процесса в вузе крайне затруднено, поскольку в области бюджетного финансирования ННТР не ликви­дирована практика финансирования научно-исследовательских учреждений, а не конкретных проектов, а финансирование ННТР субъектами хозяйствования не стимулируется государством ни экономическими, ни организационными рычагами.

Утверждается, что действующая система оплаты труда обуславливает отсутствие реальной заинтересованности ученых вуза в расширении научной деятельности и повышении качества научных разработок, поскольку они на условиях совместительства независимо от объема выполненных ННТР не могут получать более 50 % оклада, что предусмотрено соответствующим Постановлением КМУ.

Указано, что запрос на открытие специализированого учебного совета по защите диссертаций в той или иной организации, по той или иной научной специальности должен содержать количественное обоснование: возможности качественной селекции молодых ученых, достаточности научной базы, то есть объема научных исследований, качества кадрового научного потенциала, возможности обес­печения широкого обнародования результатов научных исследований, возможности организационного обеспечения процесса защиты диссертаций.

Продолжить чтение

2.7. Трудоустройство выпускников

Трудоустройство выпускников Указано, что две трети работодателей интересуют не самостоятельные творческие личности, способные принимать творческие решения, а трудо­любивые исполнители, которые готовы выполнить максимальное количество задач за короткий срок.

Осуществлен анализ анкет, который демонстрирует, что работодатели в своей компетентности далеки от технологий организации учебного процесса, и поэтому для них более важен общий имидж, чем передовые технологии обучения, иными словами, результат более важен, чем средства его достижения.

Обосновано, что разработка, официальное обнародование и внедрение университетского проекта “Карьера” – это путь реализации приобретенных профес­сио­нальных компетенций. Инновационной составляющей этого проекта являются: включение в базу данных личностных психологических характеристик студентов, их личных научно-практических портфолио, видеопрезентаций для работодателей, продвижение на рынок труда не только выпускников, но и студентов 3 – 5 курсов для прохождения практик, стажировок, создания вре­менных творческих коллективов с целью решения проблем, возникающих у работодателей на хоздоговорной основе.

Продолжить чтение