2.6. Научное обеспечение подготовки компетентных специалистов

Научное обеспечение подготовки компетентных специалистовОбосновано, что научное обеспечение учебного процесса в вузе крайне затруднено, поскольку в области бюджетного финансирования ННТР не ликви­дирована практика финансирования научно-исследовательских учреждений, а не конкретных проектов, а финансирование ННТР субъектами хозяйствования не стимулируется государством ни экономическими, ни организационными рычагами.

Утверждается, что действующая система оплаты труда обуславливает отсутствие реальной заинтересованности ученых вуза в расширении научной деятельности и повышении качества научных разработок, поскольку они на условиях совместительства независимо от объема выполненных ННТР не могут получать более 50 % оклада, что предусмотрено соответствующим Постановлением КМУ.

Указано, что запрос на открытие специализированого учебного совета по защите диссертаций в той или иной организации, по той или иной научной специальности должен содержать количественное обоснование: возможности качественной селекции молодых ученых, достаточности научной базы, то есть объема научных исследований, качества кадрового научного потенциала, возможности обес­печения широкого обнародования результатов научных исследований, возможности организационного обеспечения процесса защиты диссертаций.

Перестройка учебного процесса в университете на методологических принципах, предусматривающих его направление на конечный результат – формирование компетентного специалиста, невозможна без существенного повышения качества научной работы. Тезис о первичности научных исследований профессоров и ведущих доцентов по отношению к преподавательской работе закреплен в Концептуальных основах развития Харьковского национального экономического университета [12].

Университет является элементом научно-образовательной системы Украины со всеми связанными с этим последствиями в сфере законодательства, финансирования, организации работы и т. п. Задекларированный курс нашего государства на развитие общества, основанного на экономике знаний, к этому времени мало чем подкреплен в законодательной и экономической практике.

“Закон Украины “О научной и научно-технической деятельности” № 1977-XII от 13.12.1991 года отмечает, что государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности в размере не менее 1,7 % ВВП Украины. За последние 11 лет эта норма закона ни разу не была выполнена. Наименьший объем государственных расходов наблюдался в 1999 году – 0,34 % ВВП, далее он постепенно возрастал, однако никогда не превышал 0,5 % ВВП” [43].

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>