2.5. Мотивация студентов и профессорско-преподавательского состава к совместной работе по формированию компетентного специалиста

Такой подход ориентирован на творчество и связанное с ним развитие личности. Реализацию этого подхода необходимо осуществлять путем передачи ректоратом заведующим кафедрами и их коллективам части своих полномочий и ответственности за общий результат труда преподавателей. В этом случае коллектив как система приобретает структуру распределенной ответственности, а наибольший эффект достигается при сочетании личностного (мотив самосовершенствования) и коллективистского (признание другими достижений, в которых личность себя фиксирует) принципов. Конкретные решения по этому вопросу должны дать результаты социологических исследований, проводимых в ХНЭУ лабораторией оценки уровня креативности и интеллекта.

Исследования, проведенные в ХНЭУ, показали, что в зависимости от социально-психологических особенностей преподавателей и сотрудников они могут быть разделены на сторонников перестройки учебного процесса, его противников и безразличных.

Наиболее ценными работниками, которые могут быть опорой в переходе к компетентностному подходу, являются те преподаватели и сотрудники, которые по своим социально-психологическим характеристикам спокойно относятся к существенным изменениям в своей работе и способны эффективно работать в таких условиях. Этот переход может продолжаться в течение многих лет, и поэтому очень важно найти тех людей, которые готовы и способны работать в условиях неопределенности такой период времени. С другой стороны, работников, которые категорически не способны эффективно работать в условиях перестройки, нужно либо убедить в такой необходимости, либо перевести их на места работы, которые не являются ключевыми при перестройке учебного процесса.

Для убеждения равнодушной части коллектива необходимо:

  • довести до сведения четкую программу преобразований, чтобы они смогли себе представить объем работ, свою роль в процессе преобразований и, главное, увидеть конец неопределенностям;
  • организовать систему обучения персонала для работы в новых условиях;
  • обеспечить им более комфортные условия труда;
  • организовать многочисленные обсуждения проблем, стоящих перед коллективом в связи с введением нового подхода к организации учебного процесса, даже если такие обсуждения объективно мало что дадут для их решения. Однако такая практика необходима для того, чтобы успокоить ту часть коллектива, которая не хочет перемен;
  • всячески подчеркивать признания заслуг тех сотрудников, которые много сделали на пути перестройки;
  • публично заявлять о конкретных преференциях, которые будут предоставляться тем сотрудникам, которые достигнут успехов в перестройке учебного процесса;
  • обращать особое внимание на тех специалистов, которые стремятся достичь влияния в коллективе. Для них любые изменения желательны, но нужно сделать так, чтобы их работа по перестройке учебного процесса не превратилась в препятствия для движения всего университета в требуемом направлении.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>