Четкая направленность университета на введение компетентностного подхода отражена в положениях Концептуальных основ развития ХНЭУ, разработанных учеными университета, утвержденных и принятых конференцией трудового коллектива [12]. Главной его особенностью является направление всей научно-учебно-воспитательной деятельности не на процесс, а на конечный результат с акцентом на существенное повышение роли студента.
“Компетентностный подход”*5 трактуется автором в контексте определения, представленного в глоссарии [21].
*5 “Компетентностный подход (Competence-based approach): Подход к определению результатов обучения, который базируется на их описании в терминах компетентностей. Компетентностный подход является ключевым методологическим инструментом реализации целей Болонского процесса и по своей сущности есть студентоцентрированным. Внедрению этого подхода посвящен европейский проект Тюнинг” [21].
Таким образом, по убеждению автора, опираясь на приведенные определения, можно сказать, что категория “компетентность” в отношении личности является ее интегральной характеристикой, которая состоит из множества общих, специальных и предметных компетентностей. Каждая отдельная компетентность не является просто суммой знаний, пониманий, умений, коммуникативных способностей, автономности и ответственности, которые сформированы в результате учебно-практической деятельности, а носит все признаки системности и поэтому содержит некоторую синергетическую составляющую, что вместе с определенной суммой является действительным содержанием данной компетентности.
Каждый специалист в зависимости от своих способностей, психологических характеристик, качества полученных знаний и практической деятельности осваивает ту или иную компетентность более или менее эффективно. Компетентность как категория воспроизводится в каждой личности в виде реализационной способности.