2.1. Концепция компетентностного подхода

Функционирование университета осуществляется под влиянием двух взаимодействующих процессов: с одной стороны, процесса формирования потребностей общества в специалистах соответствующего профиля и качества, с другой – процесса формирования множества возможностей, обусловленных законодательной базой, ведомственной нормативной базой, наличием ресурсов всех видов, а именно: материальных, финансовых, трудовых и информационных.

Во временном аспекте формирование потребностей обуславливается не только текущими заказами, но и требованиями стратегии развития общества. Эта стратегия должна определять структуру, количественные и качественные характеристики потребностей в специалистах на ближайшую перспективу и, главное, сделать прогноз их изменений в течение будущих 15 – 20 лет.

С количественной точки зрения формирование потребностей обусловлено не только заказами того или иного производственного сектора экономики, но и потребностями домохозяйств, духовными и творческими потребностями каждого гражданина. Причем духовные и творческие потребности личности в обществе, основанном на экономике знаний, будут играть все большую роль, поскольку формирование знаний будет носить сетевой характер и не будет связано обязательно с конкретным рабочим местом.

В стратегическом развитии университета следует принимать во внимание тенденции количественных и качественных изменений названных потребностей. При этом необходимо учитывать переходный, временами бифуркационный характер развития общества и предусматривать собственное организационное, интеллектуальное и методическое влияние на их трансформацию. Университет должен не только существовать во внешней среде, но и активно ее формировать, в этом заключается одна из главных задач университета. Таким образом, формирование новых потребностей общества является едва ли не наиболее насущной задачей университетского образования.

Движение цивилизованного мира в целом и направленность главных концептуальных основ развития Украины в сторону высокотехнологического информационного общества приводят к необходимости обеспечения адекватного “качества высшего образования”*1, которое становится детерминантой человеческого и общественного развития, путем достижения соответствующего уровня высококвалифицированных специалистов для удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>