2.1. Концепция компетентностного подхода

Категорию “профиль обучения” следует понимать как соотношение теоретической (академической) и практической (профессиональной) составляющих в учебных программах (планах). На каждом образовательно-квалификационном уровне (с 6 по 9) это соотношение меняется. Для бакалаврского уровня оно самое меньшее, а для доктора наук – самое большее. Кроме того, оно разнится для разных областей знаний и направлений подготовки. Например, соотношение А/В для бакалаврского уровня для области знаний “Математика” должно быть значительно больше, чем для области знаний “Экономика и предпринимательство”. Различные типы университетов, на взгляд автора, также могут иметь разное соотношение А/В даже для одного направления подготовки/специальности. Для классических университетов характерны высокие значения этого соотношения по сравнению с профильными/специализированными университетами.

В настоящее время при формировании учебных программ (планов) это соотношение не контролируется ни нормативно, ни административно. Существует, например, только требование работодателей увеличить объемы практической подготовки в учебных программах (планах) для областей знаний “Экономика и предпринимательство” и “Менеджмент и администрирование”.

В условиях глобализации экономики и при вхождении в мировое образовательное пространство формирование системы определения и присвоения квалификаций становится едва ли не главной задачей. Для Украины это значение многократно увеличивается, так как бакалавры не имеют выхода на рынок труда, что значительно удорожает высшее образование и делает его мало конкурентоспособным.

Чтобы действительно решить проблему трудоустройства бакалавров, нужно внести изменения в действующий Закон Украины “О высшем образовании”, придав образовательно-квалификационному уровню бакалавра статус полного высшего образования.

“Классификатор профессий ДК003-95 (ГОСТ 3739-98) с изменениями и дополнениями № 4-2002″ и “Справочник классификационных характеристик профессий работников” должны содержать перечень соответствующих “компетенций”*15. Эти изменения крайне необходимы работодателям, для того чтобы они имели основания для зачисления на работу бакалавров по тем или иным направлениям подготовки (специальности) на ту или иную должность.

*15 Компетенция/компетенции (Competence, competency /competences, competencies): Предоставленные (например, нормативно-правовым актом) лицу (другому субъекту деятельности) полномочия, круг его служебных и иных прав и обязанностей. Следует различать понятия компетенции/компетенций от компетентности/компетентностей как приобретенных реализационных способностей человека” [21]. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>