1.6. Анализ количественных показателей способности личности к обучению

Кроме того, часто эта система ориентирована на оценку уровня усвоения студентами предоставленных преподавателями знаний, а не на оценку их способности использовать эти знания в своей профессиональной деятельности и социальной практике. Это является методологической ошибкой системы обучения и оценивания его результатов, которая приводит к очень негативным последствиям в подготовке специалистов.

Например, ученик назвал необходимое количество иностранных слов, рассказал наизусть правила грамматики, повторил фонетические упражнения, но значит ли это, что он выучил иностранный язык и заслуживает отличной оценки. По убеждению автора, ответ будет отрицательным. Ведь не было проверено главное – может ли он общаться на этом языке, может ли грамотно написать сочинение или хотя бы диктант. Другими словами, не было проверено, овладел ли он этим языком, сформирована ли у него способность использовать полученные знания в виде правил грамматики, фонетики и набора слов.

Таким образом, весь процесс обучения языку был сведен к заучиванию и воспроизведению отдельных его элементов – слов, правил грамматики, фонетики, то есть язык как система не изучался. Это серьезная теоретическая ошибка, поскольку с точки зрения системного анализа изучение отдельных элементов не обеспечивает познание системы в целом. Главные свойства системы заключаются в синергетическом эффекте, который не содержится в отдельных ее элементах и который не является их суммой, а возникает при их взаимодействии.

Компетентностный подход в образовании предусматривает формирование у учащихся той или иной компетентности именно как системы, а не как совокупности отдельных элементов знаний, умений и т. п. Только система определенных знаний, умений и других личностных качеств позволяет человеку стать компетентным специалистом.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>