1.5. Количественная оценка объективности внешнего независимого оценивания (ВНО) результатов обучения в Украине

Анализ результатов тестирования базируется на гипотезе о том, что способность школьника усваивать и использовать знания в рамках той или иной дисциплины является случайной величиной, которая формируется под влиянием многих разнонаправленных факторов и потому характеризуется нормальным законом распределения. Классическим примером такой случайной величины по курсу математической статистики является рост мужчин. При достаточной выборке эта величина будет распределяться согласно нормальному закону. Примером такой случайной величины является также размер листьев, упавших с дерева осенью, вес новорожденных и т. д. В целом любая случайная величина, сформированнная под действием большого количества разнонаправленых факторов, но не имеющая при своем формировании целенаправленного воздействия какого-то детерминированного фактора, распределяется согласно нормальному закону.

Таким образом, можно утверждать, что, если внешнее целенаправленное вмешательство в процесс оценивания способностей школьников к усваению и использованию знания отсутствует, оценки, полученные школьниками в процессе тестирования, должны быть распределены согласно нормальному закону. И, наоборот, если на любом этапе имело место вмешательство в этот процесс посредством организации целенаправленной фальсификации оценки относительно некоторого количества учащихся, получим отклонение от нормального закона распределения. И чем к большему количеству учеников было такое целенаправленное вмешательство, тем больше будет отклонение эмпирических (фактических) оценок от теоретических, полученных согласно расчетам, и тем большее сомнение вызывает независимость оценки.

Практика дала возможность автору этого исследования подтвердить эту гипотезу. В 2006 и 2007 годах для оценивания способностей абитуриентов усваивать и использовать знания по математике, украинскому языку и литературе ректоратом были приглашены в 2006 году специалисты Центра тестовых технологий (далее – Центр), который финансировался фондом “Возрождение”, а в 2007 году специалисты Украинского центра оценивания качества образования, который был сформирован на базе Центра тестовых технологий.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>