Последовательная системная реализация программы повышения качества образования на основе данных внешнего независимого тестирования как обратной связи в течение пяти-семи лет позволит:
- повысить качество среднего образования в целом по стране;
- повысить качество высшего образования за счет интенсификации учебного процесса, поскольку тогда будет ликвидирована необходимость тратить семестр на “подтягивание” среднего образования абитуриентов до уровня, требуемого для освоения университетских программ;
- приобрести возможность оценки уровня сформированности у учащихся жизненных компетенций как самых важных составляющих формирования личности и использования этой оценки как одного из критериев поступления в вузы.
Содержание возможных краткосрочных и стратегических результатов свидетельствует об объективной целесообразности развития системы внешнего независимого оценивания (ВНО) результатов обучения в Украине.
Для оценки фактической реализации этой системы следует провести статистический анализ результатов внешнего независимого оценивания “знаний”* 1 выпускников школ Украины в 2008 – 2011 годах. Для этого необходимо использовать данные из официальных отчетов Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) [56; 59].
* 1 ” Знания (Knowledge): Осмысленная и усвоенная субъектом научная информация, которая является основой его осмысленной, целенаправленной деятельности. Знания бывают эмпирическими (фактологическими) и теоретическими (концептуальными)” [21].
Автор считает необходимым подчеркнуть, что данные этих отчетов имеют интересную особенность. Баллы, полученные школьниками в диапазоне от 100 до 200, разбиты на 10 неравномерных интервалов (табл. 1.7 – 1.9). Эта особенность требует учета при статистических расчетах. Причина использования таких интервалов может являться попыткой представить результаты тестирования в виде графиков, которые по виду больше соответствуют нормальному закону распределения – Гауссовой кривой.