1.3. Оценка среднего образования Украины зарубежными институциями

Финансовая поддержка проекта ТIМSS-2007 осуществлялась Национальным центром образовательной статистики департамента образования США, Национальным научным фондом США, Всемирным банком, Программой развития ООН и странами – участницами проекта.

Проект ТIМSS администрируется Международным исследовательским центром, который расположен в Бостонском университете (США). С результатами исследования TIMSS можно ознакомиться на сайте Бостонского колледжа [61].

В 2007 году школьники 4-х и 8-х классов Украины впервые стали участниками Международного исследования качества естественно-математического образования – TIMSS. Целью этого исследования является осуществление сравнительной оценки состояния естественно-математического образования в начальной и основной школах.

“Всего в исследовании приняло участие почти 425 тыс. учащихся, из них в Украине – 4498 учащихся 4-х классов и 4527 учащихся 8-х классов из 149 школ. По результатам всех стран-участниц рассчитывался средний международный балл, который для этого исследования составлял 500 баллов.

Результаты по математике следующие: 4-й класс – Украина со средним международным баллом 469 размещается на 26 месте;
8-й класс – со средним баллом 462 – на 25 месте. Результат Украины можно сравнить с результатами Румынии (461 балл), Израиля (463 балла), Болгарии (464 балла), Кипра (461 балл) и Норвегии (469 баллов). Результаты по естествознанию такие: 4-й класс – Украина со средним баллом 474 размещается на 26 месте; 8-й класс – со средним баллом 485 – на 19 месте. Результат Украины можно сравнить с результатами Иордании (482 балла), Норвегии (487 баллов) и Армении (488 баллов).

Украина впервые участвовала в международном исследовании, практического опыта не имели ни организаторы исследования, ни его участники. Среди 14 стран-дебютантов лучшие, чем в Украине, результаты показали две страны – Дания (4-й класс) и Германия
(4-й класс). В отличие от Гонконга, Великобритании, США, Литвы, Шотландии, Сербии, Израиля, Грузии, Марокко, Украиной, по оценке международных экспертов, не были нарушены правила по выборке школ – участниц исследования” [51].

Содержание заданий исследования на две трети отличалось от содержания украинских учебных программ. Украинские школьники
4-х классов хорошо справились с заданиями по естествознанию на проверку и воспроизведение знаний. Самыми сложными для них оказались задания на сравнение объектов и установление межпредметных связей. Зато 80 % учащихся начальной школы проявили способность к использованию основных математических знаний в несложных ситуациях и умение интерпретировать данные. При этом треть учеников смогла выполнить задачу на применение приобретенных теоретических знаний и умений к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни.

“Украинские школьники 8-х классов справились с математическими задачами на проверку и применение знаний в стандартных ситуациях. Задачи, которые имели привычную для учащихся формулировку, решили 45 – 77,8 % учащихся. Анализ выполнения задач по естественным дисциплинам показывает, что учащиеся 8-х классов успешно справились с заданиями на воспроизведение знаний. Самыми сложными для восьмиклассников оказались задания, требующие применения теоретических знаний в практической деятельности, сравнения и классификации объектов, на понимание природы как целостной системы. Они проявили низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных умений, особенно сформированности умения прорабатывать различные источники информации” [47].

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>